Научно-образовательный центр "Империя школ"
690017, г.Владивосток, ул.Героев Тихоокеанцев 5а
Информационный отдел: (423) 271-73-44
E-mail: pupils25@yandex.ru
Управление по работе с муниципальными учреждениями
образования администрации города Владивостока
690091, г.Владивосток, ул. Адмирала Фокина, д.11
Приёмная: (423) 253-45-41
E-mail: gorono@vlc.ru

Стажировочные площадки: позитивный опыт коррекционного образования

Социализировать нужно не только детей с ограниченными возможностями, но и общество.
А. Б. Коростылев

В 2011 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО 2011 – 2015) 14 коррекционным образовательным учреждениям страны придан статус «стажировочных площадок» — точек роста, инновационных центров, разрабатывающих, концентрирующих и распространяющих наиболее передовой опыт не только образования, но и глубокой социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. 08 декабря в «Учительской газете» состоялся круглый стол, посвященный анализу первых достигнутых результатов работы отобранных образовательных учреждений в их новом качестве.
Что такое стажировочная площадка? Это действующая школа или колледж, подавшие заявку и выигравшие федеральный конкурс, по результатам которого они получает бюджет, составленный на условиях федерального и местного софинансирования. Полученные средства направляются на научную деятельность, закупку оборудования, техническое обеспечение. Важнейшим направлением работы стажировочной площадки является подготовка преподавателей-тьюторов, которые реализуют принятый опыт в других школах. Подготовка или переподготовка в форме стажировки носит практико-ориентированный характер и потому объективно наиболее эффективна и позволяет быстро и качественно транслировать образовательные модели и навыки. Программы подготовки специалистов на базе стажировочных площадок разные: от краткосрочных (20-72 часа), до продолжительных (288 часов и более).

В настоящее время 580 тысяч детей в России имеют официальный статус «инвалид». Число детей с ограниченными возможностями здоровья – больше, от первых их отличает отсутствие официального статуса, однако они также имеют специальные потребности (архитектурно-планировочные, методические, правовые и т.д.). Наверное, главной из потребностей для них является наличие высококлассных, квалифицированных преподавателей. Порядка 70% детей с ограниченными возможностями здоровья в России – это дети с нарушениями интеллекта, оставшиеся 30% испытывают сложности со зрением, слухом, опорно-двигательным аппаратом. От того, насколько рано ребенок попадет в сферу внимания коррекционного образовательного учреждения, во многом зависит глубина и степень его подготовки к жизни в обществе.

– Е сли мы говорим о глухом ребенке, то для него есть две дороги в жизни: первая – это язык жестов, вторая – это нормальная речь, которой пользуемся мы с вами. Говорить и сравнивать я не буду: какая из них дает больше преимуществ, всем понятно. В качестве примера можно привести результат работы французской школы Маси, глухие дети в которой имеют лишь одно ограничение по образованию в сравнении с обычными детьми – они знают один иностранный язык, а не два. Установка и стремление именно на такие результаты позволяет достигать тех показателей, которые сегодня демонстрируются, например, стажировочной площадкой в Абакане, республика Хакасия, – отмечает Борис Алексеевич Коростылев, член-корреспондент Академии медикотехнических наук, директор научно-образовательного центра «Социальная защита детей и молодежи» МГГУ имени М. А. Шолохова, член административного совета Международной ассоциации верботонального метода (МАВМ).

Лариса Васильевна Тыльченко, директор Республиканского государственного образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II видов» г. Абакана, Республика Хакасия:
– Мы начали еще до объявления конкурса, школа создана 8 лет назад. Наша основная установка была не просто дать детям образование, но максимально подготовить их к жизни. Здесь, безусловно, важны технический, кадровый потенциал, общая система организации. Чего удалось добиться? Наши дети сегодня решают задачи по математике той же сложности, что и ученики лицея, с которым мы сотрудничаем. Они организуют театральные и творческие постановки, причем зрители не верят, что они – глухие. Мы разработали программу подготовки учащихся по 25 профессиям, которые обеспечат ребятам доход. Наша задача – социализация ребенка от поступления к нам и до самого выпуска. Любое неумение, ограничение ребенка зависит от отношения к нему взрослых. Часто приходится слышать о «неблагополучных детях», но неблагополучными бывают родители, а не дети.

Профессиональная и предпрофессиональная подготовка детей с ОВЗ – важное направление работы стажировочных площадок. В качестве примера можно привести специальную коррекционную общеобразовательную школу-интернат III-IV вида в Липецке, где ориентация на профессию начинается с 5-6 класса:

– У родителей учеников липецкой школы не возникает вопроса «Что дальше?». Они знают, куда пойдет и что будет делать их ребенок по завершении школы, – рассказывает Татьяна Владимировна Волосовец, директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования, – учащиеся получают специальность в медицинской сфере (например, массажист), музыкальной и т.д. Могут пойти НПО.
Ольга Николаевна Мезина, директор департамента дошкольного, общего и дополнительного образования Министерства
образования Ульяновской области:
– Дети с ОВЗ ограничены в выборе профессий, но динамика такова, что сегодня их перечень растет, причем дети осваивают много высокотехнологичных, современных и хорошо востребованных специальностей: это, например, веб-дизайн, верстка, цифровая обработка звука.

Борис Алексеевич Коростылев:
– Говоря о социализации лиц с ОВЗ, мы должны помнить, прежде всего, о социализации самого общества, его готовности принять таких людей. Россия подписала международные конвенции, принято множество нормативно-правовых документов, однако, на практике зачастую не все работает. Мы привлекаем к работе лучших специалистов, в том числе международных. Мы столкнулись с такой проблемой, что человек с собакой-поводырем сталкивается с множеством проблем: в транспорте, в гостинице, в магазине, в ресторане. Специалиста из Голландии нам пришлось селить в гостинице американской сети – там не возникло ни одного вопроса.

Татьяна Владимировна Волосовец:
– При этом мы отмечаем, что качество работы коррекционных педагогов растет. Кроме того, буквально в последние две недели у нас раздается большое количество телефонных звонков из региональных школ с вопросами – что нужно делать, чтобы принять участие в конкурсе на реализацию программы стажировочной площадки. Это говорит о том, что люди хотят и готовы развиваться. Мы будем с ними работать. Наша задача – создать несколько инновационных площадок в каждом регионе страны по различным направлениям, поскольку страна большая и территориальная доступность очень важна.
Важно отметить, что обмен опытом происходит не только между самими образовательными учреждениями, но и с федеральным центром, значительно упрощают этот процесс современные коммуникационные технологии, например, видеоконференции.
Подробнее о результатах прошедшего круглого стола читайте в ближайших номерах «Учительской газеты».

Интернет-портал «Знаем-Можем» http://znaem-mozhem.ru создан Коммуникационным агентством АГТ и Национальным советом молодежных детских объединений России по заказу Департамента воспитания и социализации Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года. Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. Ключевые задачи Программы: модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития; приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг. Подробнее о ФЦПРО и ходе реализации на сайте www.fcpro.ru

12 Декабрь 2011, 2486 просмотров.



Информация


*Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей(законных представителей) учащихся.

Научно-образовательный центр "Империя школ"
690017, г.Владивосток, ул.Героев Тихоокеанцев 5а
Технический отдел: (423) 271-73-44, (914) 791-73-44
E-mail: pupils25@yandex.ru
Управление по работе с муниципальными учреждениями
образования администрации города Владивостока
690091, г.Владивосток, ул. Адмирала Фокина, д.11
Приёмная: (423) 226-84-43, 253-45-41
E-mail: gorono@vlc.ru